Лирика и драма от Хачатуряна

14 June 2023
14 June, 2023
Фестивали

Арам Ильич Хачатурян — одна из знаковых фигур советского музыкального ландшафта. Обладатель всевозможных наград и званий как композитор и дирижер, он пользовался заслуженным успехом не только в СССР, но и за рубежом. Его «Гаянэ» и «Спартак» — часть «золотого» фонда балетных партитур, а Скрипичный концерт по праву вошел в репертуар лучших скрипачей мира. О том, что творчество Хачатуряна не ограничивается этими шедеврами, к которым еще нужно добавить номера к спектаклю Вахтангова по драме Лермонтова «Маскарад», известно лишь отдельным специалистам, и тем ценнее стали концерты прошедшего в столице Урала фестиваля, открывшие слушателям малознакомую, а то и вовсе неизвестную у нас музыку.

Фестивальная программа в филармонии была выстроена практически по образу симфонического цикла: два мощных оркестровых концерта по краям и философски-созерцательные камерные вечера в середине плюс пролог — состоявшийся накануне гастрольный концерт в отстоящем к северу на четыреста километров от Екатеринбурга Краснотурьинске. Специально к фестивалю в фойе филармонии была организована фотовыставка, дающая возможность оценить масштаб Хачатуряна и интенсивность его жизни. На фотографиях композитор был представлен и в кругу семьи, и с великими музыкантами и общественно-политическими деятелями, включая английскую королеву.

Душой фестивальных дней на Урале стало приехавшее из Еревана Трио имени Хачатуряна. Его участники — пианистка Армине Григорян, скрипач Карэн Шахгалдян и виолончелист Карен Кочарян — во многом инициаторы фестиваля — с друзьями из России и Армении открывали сокровища камерной музыки своего великого соотечественника. Представленная ансамблем музыка в двух концертах хронологически охватила весь творческий путь своего создателя — от написанной в 1926 году студентом техникума Гнесиных Колыбельной для скрипки, виолончели и фортепиано до завершенной в 1976 Сонате-песне для альта соло, в которой удостоившийся всевозможных земных почестей мастер уже чувствует дыхание Вечности. Альтовая соната прозвучала в исполнении Максима Новикова, получившего ноты этого произведения из рук Карена Хачатуряна, племянника композитора. В этом сочинении нет захватывающего виртуозного блеска и эффектных приемов, на протяжении всей сонаты автор ведет со слушателями серьезную интеллектуальную беседу, полную намеков, аллюзий и стилизаций. Максиму Новикову удалось по-настоящему захватить внимание слушателей, погрузив их в мир трепетных романтических образов, противостоящих токкатным механистичным эпизодам. Завершение Сонаты с истаиванием на пианиссимо одинокой ноты в высочайшем для альта регистре было подобно вознесению души артиста из бренного мира.

Прозвучавшие в один вечер с этим последним сочинением Хачатуряна его сольные сонаты для скрипки, виолончели и фортепиано показали разнообразие таланта композитора, умевшего с одинаковой степенью свободы чувствовать фактуру и возможности разных инструментов. Посвященная Эмилю Гилельсу виртуозная трехчастная Фортепианная соната была написана в 1961 году и стала одним из рекомендованных сочинений на Конкурсе имени П.И.Чайковского. Блеск и размах этой музыки, равно как и ее театральная выразительность, переданная в интерпретации Армине Григорян, ничуть не потускнели и в наше время, заставив задуматься о существующей ограниченности репертуара современных пианистов, которые вполне могли бы с большим успехом обращаться к этой прекрасной музыке. В скрипичной и виолончельной сонатах, исполненных соответственно Карэном Шахгалдяном и Кареном Кочаряном, с одной стороны, были хорошо слышны мелодии и мотивы армянских народных песен, а с другой — в самом философском настрое чувствовалась перекличка с И.С.Бахом, оставившим в свое время совершенные образцы сочинений для сольных струнных инструментов. Виолончельную сонату — необычный симбиоз восточной орнаментики и западной полифонии — Хачатурян завершил в 1974 году и намеревался посвятить ее Мстиславу Ростроповичу. Однако именитый артист в этом году был вынужден покинуть Советский Союз, после чего его имя было запрещено упоминать в нашей стране еще много лет.

Еще одно виолончельное сочинение Арама Хачатуряна, посвященное Мстиславу Ростроповичу, — Концерт-рапсодия (1963) — прозвучало на торжественном открытии фестиваля. Вместе с Уральским академическим филармоническим оркестром под управлением Дмитрия Филатова на сцену филармонии вышел победитель XIV Конкурса имени П. И. Чайковского Нарек Ахназарян, органично передавший и трепетную лирику, и скерцозное драматическое начало, присутствующие в этом произведении. Уже в первой сольной каденции, следующей после громогласного оркестрового вступления, Нарек искусно показал, как из простых интонаций (почти баховское восклицание в самом начале) складывается патетический, почти шостаковичевский монолог, подобный речи сказителя, повествующего о драматических событиях. Медленные распевные темы чередовались с виртуозными эпизодами, среди которых самым искрометным стал финальный раздел: в нем солист продемонстрировал свою невероятную технику, а оркестр — огненный темперамент, присущий музыке Хачатуряна. На бис Нарек Ахназарян сыграл мелодию известной армянской песни «Абрикосовое дерево», ставшей изящной виньеткой после драматического полотна.

Темпераментом и силой была отмечена интерпретация Второй симфонии Хачатуряна. Созданная во время Великой Отечественной войны, в 1943 году, симфония была задумана во время эвакуации в Свердловске, ее появление накануне юбилея автора в стенах филармонии имело особое значение. Стоящая в одном ряду с «военными» симфониями Шостаковича и Прокофьева, не уступая им по накалу драматизма, Вторая Хачатуряна, к сожалению, сегодня нечасто звучит на концертной эстраде. Дмитрий Филатов представил цельную и очень убедительную трактовку этой монументальной партитуры, показав весь спектр оркестровых звучностей от ослепительного тутти (впечатляющие кульминации в третьей части и в финале) до выразительных соло отдельных инструментов (сумрачный бас-кларнет и печальное соло английского рожка в первой части, фортепианные пассажи во второй). Медленная третья часть, по замыслу композитора, передающая «трагические картины немецких зверств», была выстроена как суровое шествие — сначала постепенно приближающееся, с мощной кульминацией в духе «Болеро» Равеля, а затем уходящее вдаль (в конце части слышны только удары литавр и арфовые вздохи). Наделенный незаурядным даром театрального композитора, Хачатурян в этой музыке создал настоящую пространственную полифонию пластов, точно переданную дирижером, продумавшим и выстроившим весьма непростую драматургию. Перфектное звучание Уральского филармонического оркестра, ничуть не уступающего московским и петербургским коллективам (а где-то даже превосходящего!), завораживало и своей интонационной чистотой, и тембровыми красками, и огромным динамическим диапазоном.

Заключительный концерт фестиваля, прошедший также под управлением Дмитрия Филатова, вставшего за пульт Уральского молодежного симфонического оркестра, включал самые любимые и известные сочинения Хачатуряна. Желающих услышать Скрипичный концерт (солист — Карэн Шахгалдян) и фрагменты из балетов «Гаянэ» и «Спартак» оказалось больше, чем количество мест в филармонии, остро нуждающейся в новом просторном зале. Это стало еще одним свидетельством того, что Арам Хачатурян остается востребованным и в наше время, и его музыка способна пробуждать настоящие живые эмоции у разных поколений.

Другие публикации

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!