Безумные дни в Екатеринбурге

 

Музыкальные безумства третьей столицы

2 July 2023
2 July, 2023
Безумные дни в Екатеринбурге
Фестивали

Второй день фестиваля «Безумные дни»: новые эмоции, сенсации и чудеса.

Сколько в России столиц? Официальную столицу, Москву, дополняет Санкт-Петербург, называемый северной, а еще культурной столицей. Однако есть, оказывается, еще и третья столица — музыкальная. По крайней мере, на несколько дней в конце июня, когда проходит беспрецедентный в России по размаху и формату фестиваль «Безумные дни в Екатеринбурге», старинный уральский город, которому в этом году исполнилось 300 лет, становится центром музыкальной жизни, сюда съезжаются выдающиеся мастера и молодые таланты, определяющие сегодня облик российской музыки.

120 концертов за три дня в 10 залах (9 в Екатеринбурге и один в Первоуральске), 600 участников: 9 оркестров, 13 ансамблей, 3 хора и более 30 солистов, представляющих Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Белгород, Пермь, Уфу Омск, Новосибирск. Аншлаг на всех концертах — общее число проданных билетов 42 000 (год назад 36 600), больше стало и самих концертов — в этом году их 120 (в 2022 было 100).

Конечно, статистика впечатляет, но репутация и престиж фестиваля определяются, прежде всего, не цифрами в отчетах, а высочайшей творческой планкой — это касается и самой музыки, и исполнителей. Именно художественная составляющая дает все основания говорить о «Безумных днях в Екатеринбурге» как об одном из главных музыкальных брендов страны, привлекающем в уральскую столицу не только любителей музыки, журналистов, экспертов и менеджеров, но и множество туристов. Так, год назад специально на форум приехали слушатели из 53 регионов, а нынешним летом эта цифра наверняка будет перекрыта.

Второй день фестиваля был насыщен событиями не меньше первого. В нем были не только премьеры и исполнительские триумфы, но и настоящие творческие откровения.

Впрочем, обо всем по порядку.

Начался день с места в карьер, с восклицательного знака — в 10 часов утра (то есть в 8 по московскому времени) в переполненном зале Маклецкого в Свердловском музыкальном училище выступила любимица уральской публики Екатерина Мечетина. Свою сольную программу из сочинений Чайковского она назвала «Вечерние грезы», увязав ее с общей темой фестиваля: «Ода ночи». В известных, почти хрестоматийных пьесах из «Времен года» и «Детского альбома» пианистка сумела найти собственные интонации, прочитать их по-новому, из сегодняшнего дня — не меняя ни ноты авторского текста. Это черта настоящего, большого артиста. А в финале концерта, в знаменитой «Думке» слушателей ждало настоящее откровение — так неожиданно, драматично и даже трагично прозвучал заключительный раздел сочинения. Растроганные зрители не только устроили овацию, но задарили Екатерину таким количеством цветов, что ей пришлось несколько раз возвращаться на сцену, чтобы унести все букеты.

Этот утренний концерт, до предела наполненный эмоциями, стал для артистки лишь началом насыщенного рабочего дня — в субботу она еще дважды выходила на сцену в ансамблях с коллегами, исполнив фортепианные трио Бетховена и Моцарта, а также Первую сюиту Рахманинова и переложение для двух роялей последнего сочинения композитора: «Симфонических танцев». Таков ритм и пульс фестиваля «Безумные дни в Екатеринбурге», вполне оправдывающего своего название, — и все участники, по их собственному признанию, просто счастливы такому безумию: они готовы репетировать и играть концерты для уральской публики сутками напролет.

Такой же настрой демонстрирует Александр Рудин и его оркестр «Musica Viva» — создается впечатление, что музыканты просто ночуют на сцене. В субботу московский коллектив с блеском исполнил две программы на разных фестивальных площадках. Одна — рождественские концерты итальянских мастеров барокко: Манфредини, Локателли и Корелли в Зале Маклецкого. Вторая — оркестровое сопровождение Первого фортепианного концерта Шопена в Большом зале филармонии (солист — Юрий Мартынов). Вдумчивое прочтение шопеновского шедевра, лишенное эффектов и эскапад, выгодно отличалось от его исполнения на международных конкурсах — пианист, дирижер и оркестр подчеркивали в первую очередь не виртуозные пассажи и яркие эпизоды, а драматургию и форму целого.

Одним из центров притяжения второго дня фестиваля стала российская премьера нового произведения известного екатеринбургского композитора Ольги Викторовой «Молитвы в ночи» для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано. Музыка Викторовой, исповедальная и завораживающая, раскрывает очень глубокую идею автора. В начале пьесы инструменты-персонажи молятся каждый отдельно и о чем-то своем, не желая замечать друг друга — их тематизм настолько разный по природе, что совместить его или хотя бы поставить рядом кажется нереальным. Однако в процессе развертывания ткани сочинения, проходя через неприятие и отторжение, символические персонажи постепенно приходят к общению и пониманию: передавая друг другу свои интонации, в коде они объединяются в общей молитве. Идея, невероятно важная и актуальная для наших дней, выражена композитором без ассоциативных «подсказок», намеков и цитат, чисто музыкальными средствами — и это производит очень сильное впечатление.

Второй фестивальный день подарил публике еще одно открытие: в новом качестве предстала группа «Covara» молодого виртуоза-гитариста и талантливого композитора Алексея Корбанова с участием известного российского скрипача Сергея Поспелова (в составе коллектива также танцовщица Анастасия Климкина, контрабасист Олег Трусов и исполнитель на ударных Антон Образцов). Ансамбль исполняет авторские композиции своего лидера-гитариста, продолжая и по-своему развивая древнюю традицию огненного искусства фламенко. Год назад «Соvara» уже покоряла «Безумные дни», но на сей раз программа ансамбля — более отточенная и драматургически выстроенная до секунды, дополненная новыми яркими произведениями, где обжигающая нежность сочетается с пульсирующей энергией и страстью — произвела настоящий фурор. После каждой пьесы слушатели аплодировали и выражали восторг так, словно пришли не на фестиваль классической музыки, а на концерт любимой рок-группы. Такая реакция публики, безусловно — настоящее счастье для музыкантов и победа организаторов фестиваля, сделавших идеальный выбор.

Однако, при всех этих восторгах, главными героями второго дня фестиваля стали те, от кого этого и ожидали — Уральский академический филармонический оркестр во главе с маэстро Дмитрием Лиссом. В течение субботы они дважды сотворили на цене Большого зала Свердловской филармонии настоящие чудеса. В дневном концерте была феерически сыграна невероятная, сложнейшая партитура Гектора Берлиоза — знаменитая «Фантастическая симфония», исполненная вдохновенно, на пределе эмоций, при этом с ювелирной отделкой каждой детали. А вечером слушатели стали свидетелями еще одного творческого взлета оркестра и дирижера. Вместе с очень тонким и эффектным вокальным циклом того же Берлиоза «Летние ночи» (солистка — звезда мировой оперы Агунда Кулаева) прозвучало поистине выдающееся исполнение двух симфонических фрагментов из вагнеровского «Тристана»: Вступления и Смерти Изольды. В кульминациях казалось: еще секунда — и стены Большого зала начнут расширяться, чтобы вместить в себя всю мощь и накал музыки Вагнера и эмоции музыкантов, пропускавших ее через себя.

Воскресенье — третий, заключительный день фестиваля. Публику и вашего покорного слугу ждут новые чудеса и открытия — в том числе и мировые премьеры. Обо всем этом — в нашем следующем репортаже.

Роман Берченко, из Екатеринбурга для радио «Орфей»

Другие публикации

Безумные дни в Екатеринбурге
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!