Симфония Максимилиана Штейнберга и «Болт» Шостаковича: Увлекательный контраст русского модернизма

10 December 2024
10 December, 2024
Коллективы
Молодежный оркестр

Рецензия на диск:

Максимилиан Штейнберг. Симфония № 3; Дмитрий Шостакович. Сюита из балета «Болт»
Уральский молодежный симфонический оркестр/Дмитрий Филатов
Fuga Libera (Бельгия) FUG 831 (2024)

Опубликовано в журнале Online Merker (Австрия), ноябрь 2024

Новая запись Уральского молодежного симфонического оркестра под управлением Дмитрия Филатова впервые объединяет на одном компакт-диске два произведения русских композиторов XX века: Третью симфонию Максимилиана Штейнберга и музыку к балету «Болт» Дмитрия Шостаковича. Подборка весьма контрастна: в то время как симфония Штейнберга является зрелым произведением, прочно укорененным в традициях русской классики, «Болт» Шостаковича воплощает в себе дерзкий, ироничный поклон в сторону индустриализации и советского авангарда. Это интересное сочетание дает захватывающее представление о различных художественных тенденциях эпохи перемен и позволяет слушателю совершить увлекательное путешествие по истории русской музыки.

Максимилиан Штейнберг, ученик Николая Римского-Корсакова и педагог молодого Шостаковича, был одним из хранителей русской композиторской школы. С глубоким пониманием традиций и ясным чувством формы он создал произведения, которые по своей структурной сложности восходят к наследию русской музыки. Его Третья симфония — редко исполняемый раритет, сочетающий в себе тембровое богатство и симфоническую повествовательность русского романтизма со все более жесткими вызовами XX века. Эта симфония до сих пор остается в тени более популярных представителей русской симфонической музыки и поэтому является желанным дополнением к репертуару.

Третья симфония Штейнберга музыкально и выразительно интерпретирует тему человеческой личности и ее отношений с миром. Уже первая часть предлагает множество музыкальных аспектов, напоминающих о его гениальном ученике Дмитрии. Вторую часть оживляют короткие фразы деревянных духовых — их яркие, четко очерченные линии создают вибрирующую остроту, придающую этой музыке почти танцевальный характер. В третьей части особенно впечатляют грубые глиссандо тромбонов, создающие вместе с четкой перкуссией и мощными струнными причудливые и ярко рельефные звуковые образы. Финал очаровывает своим роскошным звуковым оформлением и мощной, размашистой темой, величественно и с блеском приводящей произведение к напряженному завершению.

Уральский молодежный симфонический оркестр под управлением Дмитрия Филатова демонстрирует в симфонии Штейнберга впечатляющее звучание. Молодые музыканты играют с наступательной силой и точностью, что особенно заметно в ярких пассажах деревянных духовых во второй части и в экспрессивных глиссандо в третьей. Ударные и струнные звучат объемно и выразительно. В финале оркестр достигает плотности звука, которая выразительно подготавливает симфоническую кульминацию. Дирижер Филатов демонстрирует тонкое чувство динамической структуры произведения и ясное представление о тембральных намерениях Штейнберга, что придает записи убедительную живость.

Ранний балет «Болт» Дмитрия Шостаковича — остроумный и саркастический шедевр, музыкальное выражение советской индустриализации 1930-х годов. Произведение переполнено сатирическим юмором и тонкой театральностью. В «Болте» Шостакович оживляет ритмические и сюжетные приметы индустриализации и иронично подмигивает модернистским тенденциям своего времени. Живые ритмы и яркие краски делают произведение своего рода «музыкальной карикатурой», которая одновременно забавляет и завораживает.

В музыке к балету «Болт» Уральский молодежный симфонический оркестр представляет блестящее, аутентичное исполнение, должным образом воплощающее как молодую энергию, так и провокативный юмор произведения. Молодые музыканты отдаются работе с полной самоотдачей, их удовольствие от игры и сосредоточенность придают балетной музыке живую свежесть. Дмитрию Филатову удается с точностью выявить искусную сатиру и экспериментальные элементы, не теряя иронического тона произведения. Филатов здесь показывает себя дирижером, чувствующим себя одинаково уверенно как в классической традиции, так и в современной музыке.

Эта запись Уральского молодежного симфонического оркестра под управлением Дмитрия Филатова является особым подарком для всех, кто интересуется русской музыкой XX века. Она предлагает два совершенно разных взгляда на музыкальное наследие России: ориентированную на традиции симфонию Штейнберга и ушедшую от них музыку балета «Болт» Шостаковича. Оркестр впечатляет своей универсальностью и воодушевлением, Филатов — аккуратностью и, в то же время, целеустремленностью в дирижировании. Удачная запись, не только убедительная с точки зрения звука, но и позволяющая совершить музыкальное путешествие, полное открытий, по увлекательной эпохе.

Дирк Шаус

Перевод Юлии Григорьевой

Другие публикации

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!