Симфонический хор раскрывает глубину произведений с подлинным воодушевлением

23 December 2024
23 December, 2024
Коллективы
Симфонический хор

Рецензия на диск:

«Русские хоровые концерты»: произведения Дегтярёва, Бортнянского, Архангельского, Рахманинова, Чеснокова, Гаврилина и Свиридова
Симфонический хор Свердловской филармонии
Художественный руководитель и дирижёр — Андрей Петренко
Запись 2023 года
Fuga Libera (Бельгия) FUG 828 (2024)

Опубликовано в журнале Classica (Франция), ноябрь 2024

Русская традиция хорового концерта начинается с творчества Бортнянского, директора Придворной певческой капеллы с 1776 по 1825 год. Его композиторское искусство сочетает в себе русскую полифоническую традицию с фантазией (часто экстравагантной) венецианцев (учителем Бортнянского был Галуппи), а также с его концертным письмом, т. е. делением на части в соответствии с эпизодами в тексте — по примеру инструментального концерта, перемежая общее звучание хора разными группами солистов. Музыка скорее светская, чем духовная, более академическая, нежели рискованная. Это было развито его современником Дегтяревым, которого Бортнянский, к сожалению, затмил. Архангельский, продолжатель традиций предшественников, придал их наследию чуть более романтический характер. Лишь у Рахманинова старинные русские духовные песнопения и современность встретились. Это сочетание было усилено младшим современником Рахманинова Чесноковым, который привнес оперный лиризм и сольное пение. Наконец, Свиридов, населил своей «Пушкинский венок» (1979) светской тематикой. В альбоме представлены два фрагмента из данного произведения, диаметрально противоположные: «Стрекотунья-белобока» (головокружительное скерцо на птичий лад с эффектом антифонии) и «Зорю бьют» (захватывающее статичными пластами). Гаврилин со своим мистическим «Белы-белы снеги» примыкает к Свиридову.

Симфонический хор Свердловской филармонии раскрывает глубину произведений в своей камерной, не очень-то и русской манере (без пронзительных сопрано и бездонных басов, но с великолепными солистами). Контроль дыхания и вибрато, переход между регистрами, звуковое наполнение, экспрессия, преподнесение главной мелодии, сверхострый накал в Рахманинове — и всё это при воодушевлённом исполнении.

Паскаль Бриссо-Экрепон

Перевод с французского: Тимофей Колотурский

 

Source: Classica

Другие публикации

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!