Продолжительность 50 минут
Description
Флоренс. «Ксар Гилан, или Дворец джиннов», симфоническая поэма для оркестра, ор. 18 (2003)
Жан-Луи Флоренс – французский органист и композитор послевоенного поколения, ученик Оливье Мессиана и Пьера Шаффера. В своем творчестве продолжил давнюю экзотическую традицию французской музыки: его привлекали таинственные и загадочные образы и религиозно-мистические учения Африки и Востока. Все 18 программных опусов композитора, написанные для самых разных составов, посвящены этим темам. Флоренс многократно посещал межтропические страны, изучая их языки, этнографию и полифонию птиц и публикуя научные статьи. Он получил множество наград во Франции, включая членство в Академии изящных искусств с 1995 года, а также в Италии и Испании. Язык его музыки тонален, чужд крайностям авангардизма и больше тяготеет к традициям классиков французской звукописи: Дебюсси, Равеля, к неоромантике и современному импрессионизму. Симфонические произведения Флоренса исполняются ведущими оркестрами Европы. В его честь в 2005 году был переименован главный органный приз Франции среди выпускников – Гран-при Школы изящных искусств в Анже.
Поэма «Ксар Гилан» – последнее произведение композитора. О ее программе и истории создания автор рассказал вскоре после ее завершения:
«На юге Туниса, на границе Восточной Сахары, есть окруженный дюнами райский уголок с садами, термальными источниками и плантациями тамарисков – оазис Ксар Гилан (форт Гилан). Иногда здесь можно услышать загадочные мелодичные звуки… Несомненно, это гулы – ужасные джинны-оборотни, которые могут превращаться в людей и неожиданно являться перед путниками, чтобы сбить их с пути.
Здесь написал свою поэму "Иностранец" французский поэт Лоран Гаспар. Он родился в 1925 году в Трансильвании (область в Румынии) в венгерской семье. В 1945 году бежал из немецкого трудового лагеря и очутился в Страсбурге. Франция предоставила ему политическое убежище и он поселился в Париже, где изучал медицину и специализировался в области хирургии. В 1955 году его направили во французские госпитали в Иерусалиме и Вифлееме, а в 1970 он осел в Тунисе и стал хирургом в госпитале имени Шарля Николя. Здесь я и познакомился с ним 30 лет назад.
Его поэма "Иностранец" – некая медитация о прошлом эмигранта и его кочевой жизни. В стихах Гаспар делится с читателем результатом своих философских размышлений: что такое гостеприимство и терпимость, что такое быть чужестранцем и путешественником. В основе "Иностранца" – поэтика больших пространств и природы Востока и Африки. Восточные и африканские мотивы лежат и в основе моей музыки.
Вдохновленный мыслями и образами Лорана, в 1999 году я сочинил симфоническую поэму для органа "Южный крест" на текст анонимного туарега, записанный Гаспаром в ходе его путешествия по Сахаре. В продолжение темы я захотел написать еще поэму для оркестра на стихи самого Гаспара. Я начал сочинять ее, живя в оазисе Ксар Гилан, как и он когда-то. "Ксар Гилан" следует за стихотворной формой поэмы "Иностранец" и содержит три раздела: "На арене", "В сердце пустыни" и "Лицо, ослепленное лучами заходящего солнца"».
Премьера поэмы состоялась 30 сентября 2003 года в Театре Елисейских полей в исполнении Парижского камерного оркестра под управлением Джона Нельсона. Затем она многократно звучала во Франции, а теперь возможность услышать «Ксар Гилан» появилась и у екатеринбургских слушателей.
Прокофьев. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром до мажор, оp. 26 (1913–1921)
I. Andante – Allegro
II. Tema con variazioni
III. Allegro, ma non troppo
Композитор работал над самым знаменитым из пяти своих фортепианных концертов в течение 8 лет, завершив его осенью 1921 года, когда жил во Французской Бретани, и посвятив поэту Константину Бальмонту. Тот, в свою очередь, отозвался стихотворением «Третий концерт», в котором объяснил тайну его феноменальной популярности:
«Но брызнув бешено, все разметал прилив,
Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете».
Похожим образом отозвался на сочинение Борис Асафьев, восприняв его «как безудержный гимн свету и молодости. В данном произведении богатое дарование Прокофьева достигло той ступени развития и полноты выражения, на которой совмещаются неостывший пыл юношеского темперамента, дерзкий клич и вызывающий тон задорного наскока с наступающей мужественной зрелостью и мудростью».
Концерт проходит в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны»
The concert program
- Флоренс. Симфоническая поэма «Ксар Гилан, или Дворец джиннов»
- Прокофьев C. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром