Свердловская филармония встретит весну проектом «Мясковский.Диалоги»

5 February 2021
5 February, 2021
Фестивали
В год 140-летия со дня рождения одного из крупнейших симфонистов XX века – Николая Мясковского – на сцене Свердловской филармонии прозвучат его инструментальные, вокальные и симфонические сочинения.
 
Масштаб творческой личности Мясковского ставит его в один ряд с Прокофьевым и Шостаковичем, но сегодня его имя практически забыто в России, за рубежом о нем знают больше, чем в родной стране.
 
Мясковскому суждено было соединить две эпохи – Царскую и Советскую Россию. Потомственный дворянин, воспитанный на идеалах русской культуры XIX века, в 36-летнем возрасте оказался в реалиях советского времени и был принят новой властью. Он стал профессором Московской консерватории, воспитавшим более 80 талантливых учеников, в том числе известных композиторов, занимал ответственные посты многих творческих организаций.
 
Кого-то раздражали его аполитичность, убеждённая беспартийность, независимость, верность своему внутреннему голосу, но к его мнению прислушивались. Однако в конце 1940-х годов Мясковский, наряду с другими авторами, был обвинён в формализме и внесён в антирепертуарные списки. Так его музыка стала «…чуждой советскому народу и его художественным вкусам, проповедующей диссонанс и дисгармонию, отображающей тупик музыкального искусства» — (из постановления Политбюро ЦК ВКП(б) 10.02.1948г.).
 
В 2021 году исполняется 140 лет со дня рождения Николая Мясковского. Рассказать о нём слушателям, познакомить с творчеством некогда одного из самых исполняемых и знаменитых советских композиторов, а также обратиться к страницам собственной истории, связанной с именем Мясковского, – основные задачи проекта.
 
В рамках юбилейного проекта состоится три концерта:
 
Проект откроется презентацией коллектива – «Мясковский–квартет». Имя композитора будет присвоено Струнному квартету Свердловской филармонии, молодые музыканты которого продолжают традиции известного Уральского струнного квартета (1950-1989), носившего имя Мясковского. В их исполнении прозвучит Тринадцатый струнный квартет, за который композитор посмертно был удостоен своей пятой Сталинской премии.
 
Уральский молодёжный симфонический оркестр под управлением Александра Рудина представит Семнадцатую симфонию Мясковского. Совместно с Симфоническим хором Свердловской филармонии оркестр исполнит одно из запрещённых ранее произведений автора – Кантата-ноктюрн «Кремль ночью».
 
Лирический центр проекта и один из, пожалуй, самых необычных концертов – литературно-музыкальная композиция, в которой прозвучат музыкальные произведения и фрагменты из переписки Николая Мясковского и Сергея Прокофьева, их дружеский и профессиональный диалог не прекращался более 40 лет.
 
Участники концерта: певица Мария Остроухова, пианисты Юрий Фаворин и Константин Тюлькин, мастера художественного слова Александр Борисов и Ильдар Гарифуллин, автор программы – известный российский музыкальный критик Ольга Русанова.
 
Проект завершит Шестая симфония Мясковского в исполнении Уральского филармонического оркестра под управлением Дмитрия Лисса и поздний шедевр композитора – Концерт для виолончели с оркестром (солист Александр Рамм).
 
Шестая симфония для уральского оркестра является знаковой. 15 лет назад коллектив записал её для Warner Classics, а в 2007 году представил на II Фестивале симфонических оркестров мира в Москве. Это сочинение звучало в Свердловской филармонии и в первые сезоны деятельности оркестра – под руководством его первых дирижёров Марка Павермана и Александра Фридлендера. 
 
Офф-программа проекта дополнит музыкальные впечатления тремя выставками:
 
  • Экспозиция от Российского национального Музея музыки, посвящённая творчеству Н.Я. Мясковского. Малое фойе Свердловской филармонии;
  • Архивная виртуальная выставка «Музыка советских и российских композиторов в программах Свердловской филармонии». Сайт Свердловской филармонии;
  • Супрематическая выставка современного художника Антона Таксиса. Большое фойе Концертного зала филармонии.

Другие публикации

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!