Workshop как элемент музыкального воспитания дошкольников

1 March 2021
1 March, 2021

Почти месяц назад в Свердловской государственной академической филармонии стартовал проект «Музыкальные мастерские» — это воркшопы для дошкольников, аналогов которым на Урале, как утверждают создатели, нет. Сами занятия интерактивные, а знакомство с музыкой проходит в иммерсивной форме. Почему дошкольникам важно музыкальное воспитание и чем формат воркшопов отличается от существующих студий развития детей – разбираемся вместе с начальником отдела просветительских проектов Свердловской филармонии Евгенией Фурманской.

- Начну, пожалуй, с главного вопроса: почему родитель должен привести ребенка именно на воркшоп, а не на другое занятие – например, в музыкальную школу или в развивающий центр?

- Воркшоп – совершенно новый, и возможно непривычный для нас формат. Это программа, рассчитанная на систематическое знакомство ребенка со всеми группами симфонического оркестра. В ее задачи входит не только изучение инструментария, но и приобщение к культуре звука и основным понятиям звукоизвлечения. Кроме того, важной особенностью, как мне кажется, является еще и тот факт, что сами занятия проходят не в концертном зале или в музыкальном классе, а на расстоянии вытянутой руки от профессиональных музыкантов, что позволяет быть в постоянном контакте с ними. Вся программа построена на погружении в инструмент, чтобы детям было максимально интересно и понятно.

- Вы говорите о восприятии звука. Это основная задача проекта?

- Задач, которые решают музыкальные мастерские – множество, часть из них я назвала ранее. Пожалуй, основные концептуальные – это всестороннее развитие и слуховое воспитание. Это довольно сложный процесс. Вместе с этим отмечу, что на воркшопах слушательский опыт вырабатывается в кругу высококлассных артистов и сегодня филармония эту возможность дает. Другая задача музыкальных мастерских – более прикладная – подготовка слушателей для концертных залов. Программа воркшопов является частью большого образовательного проекта «Открытая филармония».

- Если говорить о воркшопе как о явлении, то где он появился впервые и как он развивается в регионе?

- На Среднем Урале, насколько мне известно, это первый опыт, но уже сегодня жанр набирает большую популярность. У наших европейских коллег эта практика внедрена достаточно давно. Например, в Парижской филармонии в год проходят порядка десяти тысяч воркшопов, причем участники интерактивных программ делятся на две возрастные группы: до 3-х лет и от 3 до 7 лет. 

- Думаю, что многим родителям, которые готовы привести ребенка на воркшоп, было бы интересно, как именно проходит занятие. Расскажете?

- Конечно! Прежде всего мы знакомимся и коротко рассказываем, чем мы сегодня будем заниматься. А само занятие начинается с активного слушания музыки, после чего мы выясняем, какой именно инструмент перед нами. Далее следует практическая часть – это момент, когда приглашенный артист рассказывает про свой инструмент в интерактивной форме, а дети пробуют издать несколько звуков на нем.

После этого мы предлагаем послушать в видеозаписи небольшой фрагмент звучания оркестра (буквально 1-2 минуты), где обязательно присутствует инструмент, о котором говорили ранее. Здесь стоит отметить, что все записи, которые слышат дети в течении всего занятия, уникальные и в большинстве своем принадлежат Свердловской филармонии.

- На этом занятие заканчивается?

- Конечно же, нет. Продолжает его двигательная, активная часть, где мы учим внимательно слушать музыку и выбирать движения в соответствии с ее характером. Затем выполнятся творческое задание в специальной рабочей тетради и завершается встреча репетицией шумового оркестра, инструменты для которого были специально закуплены филармонией.

 Сколько продолжается одно занятие?

- Около 40-45 минут.

- Для такого временного отрезка программа, действительно, насыщенная. Все-таки на какой возраст она ориентирована? 5-7 лет?

- Сначала мы позиционировали воркшопы как занятия для дошкольников от 5 лет. Нам поступила масса звонков от родителей, которые настаивали, чтобы мы взяли их детей более младшего возраста. Таким образом, на сегодняшний день мы рады будем видеть малышей от 4,5 лет, но в целом, повторюсь, программа ориентирована на дошкольников, которые уже могут пообщаться, задать вопросы и внимательно слушать.

- Наверняка многие родители сразу подумали о том, что воркшопами можно было бы заменить на начальном этапе музыкальную школу. В связи с этим не могу не спросить – может ли служить та программа, о которой мы сегодня говорим, подготовкой к предпрофессиональному или даже профессиональному образованию?

- И да, и нет. Очевидно, что предпрофессиональное музыкальное образование – это система, которая предполагает ежедневные занятия, это самое настоящее прикладное ремесло. Мы же не делаем акцент на том, что воркшоп ориентирован только на тех детей, которые потом пойдут в музыкальную школу, скорее наоборот. Это одна из форм знакомства с музыкальными инструментами и культурой звука. А если позже ребенок все-таки решит обучаться в музыкальной школе, то занятия в наших мастерских будут для него огромным стимулом, потому что здесь часть информации дается в такой форме, которой нет ни в одном образовательном учреждении.

Совсем недавно к нам приходили с запросом: «Ребенок очень любит музыку, но мы не знаем, на какой инструмент его отдать». Воркшопы – это площадка, где можно наверняка понять, к какому инструменту у ребенка наибольший эмоциональный отклик.

- Как удалось запустить детский культурный проект в условиях пандемии коронавируса?

- В наших мастерских соблюдены все необходимые нормы, предписанные Роспотребнадзором. Кроме того, именно по причине нестабильной эпидемиологической ситуации мы проводим занятия для очень малочисленных групп – до 7 детей одномоментно. На мой взгляд, условия нам позволяют избежать опасности.

- В завершении. Назовите, пожалуйста, три причины, почему стоит посетить музыкальные мастерские?

- Во-первых, я бы пришла, потому что просто интересно. Во-вторых – это полезно, покупая билет ребенку на такое мероприятие, я буду знать, что мы не потратим время впустую. В-третьих – это весело!

 

Другие публикации

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!